КАРПОВ Василий Николаевич

КАРПОВ Василий Николаевич
(2(13).04.1798, с. Хреновое Бобровского у. Воронежской губ. - 3(15). 12. 867, Петербург)
   философ, представитель киевской школы философского теизма, переводчик соч. Платона. Окончил Киевскую духовную академию, в течение ряда лет занимал в ней должность бакалавра фр. языка и философских наук. В 1833 г. получил приглашение в Санкт-Петербургскую духовную академию, где через нек-рое время занял кафедру философии. Помимо лекций по философии и истории философии К. читал курсы по логике, психологии и истории новейшей философии после Канта. Главным делом жизни К. считал перевод соч. Платона, к-рый был подготовлен для издания в 6 т. Каждый диалог был предваряем небольшим введением, комментаторской основой были исследования Ф. Аста, Ф. Шлейермахера и Г. Штальбаума. В "Введении в философию" К. предпринял попытку построить систему т. наз. философского синтетизма, в к-ром знание и бытие, идеальное и реальное рассматривались в коренном и нераздельном их существовании, а не выводились одно из др. Основанием философии, по К., является сознание как факт внутреннего опыта, непосредственно известный, сам по себе ясный и всеобщий. Сознание, понимаемое конкретно, как нечто реальное, существующее, есть единственное начало всего, что человек мыслит, чувствует, желает и к чему стремится. Т. обр., по мнению К., в духе платонизма можно избежать односторонности, когда берется к.-л. философское начало (иногда чувство, иногда ум) и ему подчиняют др. Особой областью метафизических исследований признается человек и окружающий его мир в той мере, в какой он отражается в человеке, а т. к. отражения в человеческом сознании бывают правильные и неправильные, то возникает потребность в критерии, к-рым могут быть только присущие человеческой природе нормы. Отсюда возрастает роль психологии, к-рая должна лежать в основании всей энциклопедии философских наук, имея своим источником внутренний опыт, свободный от предвзятых мнений. Вместе с тем совершенно чистое опытное исследование невозможно, считал К., поэтому при психологических исследованиях необходимо руководствоваться богооткровенным учением о человеческой природе. Психологизм К. связан с логицизмом онтологического характера (Систематическое изложение логики. Спб., 1856). Большое влияние на К. оказало философское учение Сковороды о трех мирах и двух натурах. Мир понимался им трояко: как чувственный, метафизический и абсолютный (абсолютное бытие). Соответственно и человек может трояким образом входить в мир: через внешние ощущения, связывающие его с чувственной реальностью; через "идеи", обусловливающие связь с метафизической ("мыслимой", по терминологии К.) сферой бытия; через духовное созерцание, связывающее его с Божеством. Лишь при наличии этой троякой гармонии в душе человека "все сложится в одну беспредельную космораму, сольется в один аккорд, в одну священную песнь Всевышнему" (Введение в философию. Спб., 1840. С. 133). Т. обр., в основании системы философского синтетизма К. лежал "закон гармонического бытия вселенной". Очень показательно также совпадение мыслей К. и Сковороды о необходимости построения рус. философии, к-рая, как правило, всегда находилась в зависимости от условий народно-общественной жизни (православия и "единодержавия"). Общей задачей рус. философии признается определение места, значения и отношений человека в мире, поскольку человек, сам в себе всегда и везде одинаковый, в развитии охарактеризован К. как тип истинно рус. жизни. Отсюда высшая задача философии - прояснение человеку его обязанностей по отношению к религии и отечеству. В своей академической среде К. всегда считался идеально настроенным "христианским философом".
   С о ч.: Философский рационализм новейшего времени // Христианское чтение. 1859. № 11; 1860. № 3–6,12; Систематическая форма философского рационализма, или Наукоучение Фихте // Радуга. 1865.№ 1; 1866. № 2; О самопознании // Странник. 1860. № 1; О бессмертии души против натурализма // Там же. 1861. № 5; Взгляд на движение философии в мире христианском и на причины различных ее направлений // Журнал Министерства народного просвещения. 1856. № 11; Душа и действующие в природе силы // Христианское чтение. 1867. № 11; Мысли из уроков философии нравственного мира // Странник. 1868. № 3.
   Л и т.: Чистович И. А. Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет (1858–1888). Спб., 1889; Колубовс-кий Я. Н. Материалы для истории философии в России // Вопросы философии и психологии. 1890. Кн. 4; Памяти русского философа В. Н. Карпова: Сб. статей. Спб., 189 %;Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1, ч. 2. С. 112–115; Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии // Соч. М., 1989. С. П5-1$3; Абрамов А. И. Кант в русской духовно-академической философии // Кант и философия в России. М., 1994; FritzscheA. Philosophieren als Christ. Zur russischen "geistlichen Philosophie" am Beispiel V. Karpov. Miinchen, 1987.
   А. И. Абрамов

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "КАРПОВ Василий Николаевич" в других словарях:

  • КАРПОВ Василий Николаевич — (род. 1798 ум. 1867) рус. философ, психолог, переводчик и комментатор Платона, изучению наследия кот. посвятил половину своей жизни. Плодом этой работы являлся сначала перевод важнейших диалогов (1841), а затем 4 тт. «Соч. Платона» (1863). В… …   Философская энциклопедия

  • Карпов Василий Николаевич — Карпов, Василий Николаевич философ (1798 1867). Окончил курс в Киевской духовной академии; преподавал философию в духовных академиях Киевской и Петербургской. Посвятив значительную часть жизни переводу сочинений Платона (Санкт Петербург, 1841 и… …   Биографический словарь

  • Карпов, Василий Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Карпов. Василий Николаевич Карпов Дата рождения: 1798 год(1798) Дата смерти: 1867 год(1867) Направлен …   Википедия

  • Карпов, Василий Николаевич — профессор, род. 2 апреля 1798 г., ум. 8 декабря 1867 г. Сын священника села Хренового, Воронежской губернии. Образование получил в Воронежской семинарии и Киевской духовной академии. По окончании академического курса в 1825 г. Карпов был… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Карпов Василий Николаевич — (1798 1867), российский философ, переводчик сочинений Платона (1 е издание 1841 1842). * * * КАРПОВ Василий Николаевич КАРПОВ Василий Николаевич (1798 1867), российский философ, переводчик сочинений Платона (1 е издание 1841 42) …   Энциклопедический словарь

  • Карпов Василий Николаевич — (1798—1867), философ; преподавал в Киевской, с 1833 в Санкт Петербургской духовных академиях. Переводчик сочинений Платона (1 изд., 1841—1842) …   Большой Энциклопедический словарь

  • КАРПОВ Василий Николаевич — (1798 1867), русский философ и психолог. Родился 2 апреля 1798. Окончил Киевскую духовную академию, впоследствии возглавлял кафедру философии в Санкт Петербургской духовной академии. Осуществил наиболее полный для того времени перевод сочинений… …   Энциклопедия Кольера

  • Карпов Василий Николаевич — I (1798 1867) философ идеалистического направления, происходил из духовного звания, учился в Воронежской семинарии и Киевской духовной академии, преподавал философию в духовных академиях Киевской и СПб. В кругу своих многочисленных учеников К.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Карпов Василий Николаевич (дополнение к статье) — См. о нем: Т. В. Барсов, В. Н. Карпов, как профессор ( Христ. Чтение , 1898, I); Серебреников, В. Н. К., как психолог (ib.); А. П. Высокоостровский, Покойный проф. К., как почитатель сократо платоновой философии (ib., 1893, I) и Об общем… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • КАРПОВ Василий Николаевич — (2(14). 04. 1798, с. Хреновое Бобровского у. Воронежской губ. 3(15). 12. 1867, Петербург) философ, представитель киевской школы философского теизма, переводчик соч. Платона. Окончил Киевскую духовную академию, в течение ряда лет занимал в ней… …   Русская философия: словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»